Я хочу рассказать Вам
не столько о том, чему я учу детей, сколько о том, чему они меня научили.
Я совсем не понимала, что
дети приходят ко мне совсем не за этим!
Ведь сама обстановка, сам дух Дворца располагают скорей к проявлению свободы творческого самовыражения ребёнка, к игровой азартности, яркости и публичности, чем к ежедневным скучным академическим нарабатываниям техники исполнения и правильной постановки рук. =))
А с другой стороны, я как и любой рядовой преподаватель музыкальной школы, понимаю, что без ортодоксальных подходов к обучению - ну никак не обойтись.
И я стала всё больше и больше отступать от общепринятых стереотипов обучения игре на скрипке, интуитивно или осознанно находить какие-то компромиссные решения, чтобы не терять время и не терять детей: ведь далеко не все могут и желают много заниматься на скрипке -
трудолюбивые и терпеливые дети, к сожалению, сейчас и в музыкальных школах большая редкость...
Конечно, преподавателям музыкальных школ компромиссы искать сложнее, ведь там существует обязательная техническая и творческая программа для каждого класса. И поэтому ребёнок, помучившись, да ещё если и без должного внимания и поощрения со стороны родителей, зачастую теряет интерес, скучает. Поэтому важно возгревать у юного музыканта искру осознания того, что он идёт к нам после школы не на ещё один обязательный урок, а туда, где его обязательно выслушают, поймут, и где он будет заниматься любимым делом, учиться творить - ведь он сам когда-то это занятие выбрал.
Наш ансамбль скрипачей "Прима" родился в ноябре 1999 года. Днём своего рождения мы считаем своё первое выступление, состоявшееся на I-м туре городского конкурса "Звёздный дождь". Победу тогда мы не одержали, но настроение у нас всё равно было потрясающим - от сознания того, что мы уже кому-то нужны, от приятных слов, сказанных в наш адрес многоуважаемым жюри и от сладких призов, которые получил каждый участник.
А до этого был ещё один год подготовительной работы, когда коллектив только набирался, обзаводился инструментами, нотами, приобретал элементарные навыки постановки, музыкальной теории и исполнительской практики. Тогда у нас ещё не хватало многого: концертмейстера, комнаты для занятий. Не было подходящего репертуара, адаптированного под возможности начинающего самодеятельного ансамбля юных скрипачей. Инструменты приходилось покупать по всему городу - старые, порою негодные совсем. Из них я вечерами складывала, клеила, выпиливала что-то мало-мальски подходящее для начальных занятий. Особенно трудно было со смычками. Однажды на даче я даже из какой-то ветки попыталась вырезать трость смычка, нацепила на него колодочку с волосом, кое-как закрепила у конца: смычок получился толстый, смешной, но рабочий, дети им играли.
Занимались мы так увлечённо, что даже на летние каникулы порою расходиться не хотелось. Дети ходили в ансамбль очень разного возраста и уровня обучаемости, поэтому очень трудно было с репертуаром. Так пришла мне в голову идея сочинить для моего необычного ансамбля несколько пьес. Потому что хотелось, чтобы играли мы все-все: и те, кто уже год прозанимался, и те, кто пришли два месяца назад, а также и мне самой вместе с ними хотелось сыграть на моём же, "учительском" уровне, не ограничиваясь простенькой детской партией. Так появились на свет мои первые сочинения для ансамбля скрипачей, которые и стали первыми произведениями в исполнении нашего коллектива: "Посвящение", "Интермеццо-вальс", "Полечка", "Вместе с Полем Мориа".
Также пришлось делать обработки популярных произведений разных лет. Обработки песен из кинофильмов: "Гардемарины, вперёд!","Элен и ребята", "Королёк - птичка певчая" и др.; некоторые произведения из рок- и поп-музыки, переложения фортепианных, вокальных творений для моего ансамбля скрипачей. То есть, всё то, что нам интересно исполнять, а обычным простым людям - слушать.
По мере нашего духовного, творческого и технического роста, по мере усложнения нашего репертуара, в 2005 году появилась потребность разделить наш большой ансамбль на старший - "Прима" и младший - "Арпеджио". Дети из "Примы" ещё увлечённей стали осваивать шедевры мировой музыки, а также более тесно сотрудничать с
Оркестром народных инструментов Мелитопольского Дворца Творчества
"Звёздный дождь", дипломантами областного смотра "Таланты твои, Украина!", некоторые скрипачи ансамбля являются дипломантами областного конкурса скрипачей "Лунай, скрипко!" Наши скрипачи-выпускники - студенты Мелитопольского Высшего Училища Культуры и Запорожского Музыкального Училища им. П. Майбороды.
Огромнейший плюс в работе с моими скрипачами я вижу в том, что мы не ограничены в подборе репертуара. Это преимущество "работает" как для привлечения в коллектив новых детей, так и для удержания уже имеющегося состава юных музыкантов. Как известно, Музыка - это волшебная сила, способная и притянуть, и сблизить. Я стараюсь выбирать для нашего исполнения, в первую очередь, произведения, которые сама люблю и слушать, и играть, потому что дети тоже это чувствуют, заряжаются, "зажигаются", и в таком состоянии легче преодолевают различные трудности и препятствия. Стараюсь, чтобы произведения, которые исполняем, были высокохудожественными, светлыми, энергетически наполненными - чтобы детей трогала их глубина, чтобы они это пережили и смогли передать слушателю, и чтобы это отложилось в их духовный, душевный, жизненный опыт.
Второе, чем я руководствуюсь при выборе репертуара - это то, какие технические навыки в игре имеет каждый музыкант ансамбля. Особенно это касается состава ансамбля "Прима", где играют дети очень разнообразного уровня, стажа и возраста. (Просто некоторые дети приходят учиться скрипке довольно поздно и их уже не поставишь в младший ансамбль по возрасту.) Поэтому, наряду с обычными голосами, приходится писать партии и упрощённые, специально "подогнанные" под конкретного ребёнка. Надо сказать, что дети, которым что-то тяжелей даётся, чем другим, часто бывают даже более старательней, благодарней, ответственней, чем другие, и на сцене редко подводят.
Очень положительно отражается на наших успехах и возможность исполнять под "минус". При некоторых недостатках игры под "минус" всё же есть и существенные преимущества: произведения звучат более публично, ярко, современно, детям нравится, слушателям тоже. Популяризируем наш любимый прекрасный старинный инструмент - СКРИПКУ!
=)))
В занятиях с младшим ансамблем скрипачей "Арпеджио" нередко я использую конкурсную форму: кто же лучше исполнит свою партию по ансамблю? кто лучше сегодня держит смычок? у кого красивее звук? Это очень стимулирует хороший результат. Тем более, у нас, как правило, каждый маленький скрипач оказывается в чём-то лучшим, ему есть чем гордиться. Таким образом, дети подтягиваются друг за дружкой, постепенно "выравниваются". Играем мы с младшими и в разные музыкальные игры - детям очень нравится.
Интересно, что и стиль исполнения у каждого из двух возрастных групп разный. Малыши играют, в основном, мажор, а старшие - более глубокий, "взрослый" минор. Кому что нравится, кто себя как больше ощущает и в чём раскроется лучше - к этому мы подходим тоже интуитивно, исходя из психологических особенностей каждого ребёнка и группы детей в целом, и из того, в чём душа человека нуждается больше на разных этапах взросления.
За последние годы наш коллектив пополняется всё новыми и новыми юными талантами. Возраст их "молодеет": приводят к нам детей шести, пяти и даже четырёх лет. Мы тесно сотрудничаем со Студией дошкольного воспитания "Родничок",
которая работает при нашем Дворце Творчества, поэтому проблем с набором у нас нет.
Немного о психологической стороне моей работы. Меня радует, что и дети "Примы", и дети "Арпеджио" дружат между собой, взаимоотношения у них ровные, добрые. Им не так важно, кто как играет на скрипке, они просто ценят общество друг друга, обсуждают вместе и неудачи, и победы, и рады трудиться вместе, чтобы что-то получилось. Прекрасно, что в каждом коллективе есть свои лидеры - как явные, так и скрытые. Можно даже сказать, что лидером является каждый - смотря в чём. Сама же я, общаясь с моими скрипачами, стараюсь, чтобы в наших отношениях преобладал мажор. Это даёт детям внутреннее спокойствие и уверенность в себе. Это, в свою очередь, отражается на том, как ребёнка воспринимают другие, и на успехах всего ансамбля скрипачей, и на том, как мы чувствуем себя на сцене.
Хорошее настроение вызывает желание творить!
Поэтому я считаю, что лучше заострять внимание на достижениях, а не на недостатках, замечать даже минимальные положительные сдвиги, а уже после них - критиковать.
Когда Сергея Рахманинова, выдающегося пианиста и композитора, спросили, что нужно для воспитания замечательного музыканта, он ответил: