Главная » Статьи » Мои статьи |
Поиск и использование новых подходов к развитию музыкальных способностей исполнителей детского самодеятельного ансамбля скрипачей
Поиск и использование новых подходов к развитию музыкальных способностей исполнителей детского самодеятельного ансамбля скрипачей.Автор статьи: руководитель ансамбля скрипачей Дворца детского и юношеского Творчества города Мелитополя Середа Светлана ВасильевнаТворческое наследие каждого учителя - это мысли, знания, опыт, талант, воплощённые в его учениках, его творческий поиск и отсутствие формального подхода к работе.Какие же проблемы мне хотелось бы раскрыть, исходя из многолетнего опыта работы в качестве руководителя детского самодеятельного ансамбля скрипачей? Современное обучение детей игре на скрипке глубоко специфично. Поколение, обожающее компьютер, попсу и рэп, обучающееся в школах по сверхсложным программам, воспринимает музыку лишь как развлечение, как способ расслабиться. И, придя в класс скрипки, ребёнок сразу не в силах понять, насколько трудное, долговременное это дело - научиться прилично играть на инструменте, - дело, во многом требующее усидчивости, самоотречения и даже посвящения. Он не хочет и не готов жертвовать чем-то в жизни приятным ради ежедневных тренировок на инструменте, изучения нотной грамоты, ради постепенного, поступенчатого музыкального розвития. Он жаждет взять инструмент и заиграть сразу. И, встречая первые маленькие трудности в освоении инструмента, он зачастую не стремится их преодолеть, а разочаровывается, отчаивается и начинает скучать на уроках, а то и вовсе пропускать их. Учителю очень важно не упустить этот момент, а попытаться поискать какую-то альтернативу, если уж стандартные способы обучения к этому ребёнку не подходят и если не удалось убедить ребёнка в том, что всё же лучший выход - это всё же регулярные домашние занятия, внимательное выполнение задания, которое даёт учитель. Если уж такое происходит, то совсем не выход - махнуть на юного скрипача рукой, мол, пусть что хочет, то и делает. Необходимо пересмотреть задачи, которые Вы ему дали. Ведь не секрет, что далеко не все дети, которых привлекает музыкальный кружок, способны и настроены учиться по программе, предусмотренной для музыкальных школ. И далеко не все выберут музыку, скрипку, своей профессией.
И поэтому в кружковой работе главное всё же не профессионализм, а воспитание. Воспитание музыкой, через собственное исполнение - это просто незаменимый процесс в деле самовыражения, высвобождения самых лучших душевных качеств и эмоций, воспитание их культуры, а также способ сублимирования каких-то негативных аспектов в личности ребёнка в позитивные. И поэтому творческая активность педагога - это, прежде всего, его активное внимание к психологическому процессу приспособления ученика к художественным и техническим требованиям. Это опытно-испытательный подход к каждому ученику, для глубокого и всестороннего раскрытия индивидуальности ученика. Необходимо развить в ребёнке интерес к тем задачам, которые преподаватель считает необходимым разрешить в первую очередь.
Что же помогает нам в нашем воспитании и обучении снять "тормозящие" моменты и сделать процесс ненапряжённым, динамичным; добиться естественного ускорения овладения новым?
Конечно же, работа с учеником над его небольшими пьесками в ансамбле.
К сожалению, традиционные пьески из педагогического репертуара музыкальной школы могут заинтересовать не всех ребят, занимающихся на скрипке во внешкольном кружке. Не всем под силу справиться и с задачами этих произведений, так как они рассчитаны на долговременный, поступенчатый, ежедневный труд нарабатывания скрипичной техники пальцев, чистой интонации, умелой постановки рук и комбинаций штрихов. Нам же нужно в первую очередь - заинтриговать, помочь обойти какие-то "подводные рифы" на первых порах. Опыт показывает, что, пройдя начало обучения заинтересованно и потому относительно легко, часть детей желает углубить свои знания и умения в игре на скрипке. И тогда мы начинаем заниматься с ними по более сложной, профессиональной программе - программе педагогического репертуара музыкальной школы. Другая же часть детей так и продолжает знакомиться со скрипкой "в общих чертах". Они тоже немало умеют, хорошо чувствуют себя в ансамбле, на сцене, являются хорошими кружковцами, товарищами - но этого могло бы и не случиться, если бы учитель в нужный момент не сменил свою тактику и потребовал "выложиться по полной программе"...
Исходя из сказанного, преподавателю самодеятельного кружка скрипачей приходится искать более гибкий репертуар: более необычный, оригинальный, современный, более понятный и увлекательный, исходя из увлечений, мироощущений и представлений современного ребёнка. В то же время я стараюсь, чтобы это были произведения светлые, высокохудожественные, с яркой энергетичностью, чтобы ребёнок смог их глубоко прочувствовать, пережить.
Поэтому преподавателю часто приходится что-то обрабатывать, что-то сочинять самому...
Следующий вопрос, касающийся новых форм и методов воспитания юных музыкантов в ансамбле скрипачей внешкольного кружка - это привитие ребёнку именно коллективных, ансамблевых навыков исполнения; ощущения себя в ансамбле скрипачей как части единого целого. Здесь также хотелось бы начать с самых первых навыков, которые воспитываются с первого года, с первых уроков обучения игре на скрипке.
За много лет работы с юными скрипачами во внешкольных кружках (Дворца Творчества и Школы-комплекса №9 г. Мелитополя) я сталкиваюсь с различными проблемами, касающимися становления игрового аппарата ребёнка, звукоизвлечения, интонационных и штриховых трудностей. Ученик, начинающийся обучаться игре на скрипке, испытывает двоякую трудность: ему надо правильно держать скрипку, да ещё и играть на ней. Ведь в идеале это должно стать единым процессом. Ещё знаменитый скрипичный педагог Ю. И. Янкелевич замечал, что для этого надо найти для каждого ученика свою, органичную для него постановку, иначе двигательные ощущения возникают как самоцель, а не как средство индивидуального осуществления художественного замысла. Для выработки своей, "родной" постановки рук необходимо, чтобы ученик, приобретший первоначальные представления о постановке и звукоизвлечении, закреплял это постоянными длительными занятиями, то есть, "выигрывался". А как же ему выигрываться, если ему ещё и скрипку-то держать тяжело? Есть выход. Ансамбль скрипачей. Коллективное творчество. Встреча себе подобных. Работа-игра. Все вместе. Но прежде - небольшая подготовка к этой встрече. Ведь мы только ещё начали держать инструмент и водить смычком! Это в музыкальной школе ансамбль скрипачей вводится в программу только с третьего класса, а у нас всё иначе. И мы делаем вот что: сначала играем с ребёнком песенки на открытых струнах с фортепианным аккомпанементом или под "минус", иногда в ансамбле с другой скрипкой. Очень хорошо взять какую-то простенькую мелодию, построенную в Ре Мажоре на функциях Т-Д-Т или в Соль Мажоре на тех же функциях, и маленький скрипач играет аккомпанирующие квинты: ре-ля, ля-ми, соль-ре, а учитель или старший ученик играет первый голос. В таком первом в жизни ансамбле ребёнок отрабатывает движения смычка, укрепляет правую руку, сам того не замечая, потому что ему интересно, ведь он играет и слышит, что выходит настоящая музыка! Он даже будет просить разрешения сыграть ещё и ещё, несмотря на усталость. Играя квинты двойными нотами, он учится играть весом, а не силой правой руки, что нам и нужно. Потому что он создаёт для руки хорошую опору в виде двух струн (примерно как раньше, ещё в Советском Союзе, делали коньки не с одним, а с двумя лезвиями - для тех, кто ещё только учится стоять на льду и обретать равновесие). Кроме того, постепенно регулируется и сила нажима на струны, исправляется форсированный звук. Ребёнок начинает лучше чувствовать струну. В кисти и локте постепенно вырабатывается лёгкость, эластичность, свобода движений; со временем ребёнок убирает и лишнюю громкость, и даже уже может сыграть двойные ноты на piano. Когда ученик лучше освоит звукоизвлечение, можно приступать и к изучению левой руки, а параллельно - и к игре в начинающем ансамбле скрипачей. Здесь можно уже подобрать к основной мелодии второй голос, состоящий из 2-х или 3-х новых нот, нажимаемых пальцами. Ученик, играя этот простенький подголосочек вместе с другими детьми, уже пытается слушать и себя, и других, и всё вместе. У него развивается гармонический слух, попутно и техника, моторика. Он лучше слышит интонацию собственного подголоска и подправляет, если звучит неверно. Постепенно ансамблевые партии необходимо усложнять по мере технического и музыкальнго созревания ученика. Можно поручать ему играть и ведущие голоса - довольно часто они бывают легче и для исполнения, и для восприятия учеником. Играя в ансамбле рука об руку с более старшими и умелыми музыкантами, маленький скрипач, хорошо знающий свою партию, уже очень чутко старается "растворить" её в общей гармонии, стоновится более музыкальным, более сильным, окрепшим в моторном и художественном плане. Он учится играть чисто - какдругие, распределять смычок верно - как другие. У него вырабатывается "ансамблевое чувство" во всех аспектах. Он всё лучше и лучше приспосабливаетя к инструменту, постигая всю его красоту и богатые возможности, больше в себя верит. А совместные выступления старших и начинающих на сцене в одном ансамбле - для учителя, конечно, это вариант рискованный, но зато для начинающего скрипача польза огромная: при поддержке старших и более умелых почувствовать атмосферу зала, сцены, внутренне собраться, выложиться, получить адреналин, и, самое главное - признание, оценку слушателя - самую строгую оценку. Постепенно, благодаря игре в ансамбле, дети, разные по возрасту и подготовке, между собою как бы "выравниваются" и начинают взаимно дополнять друг друга и во время исполнения музыки ,и во время отдыха и общения; каждый юный музыкант чувствует себя здесь важным и нужным. Таким образом, ансамбль скрипачей становится полноценным дружным творческим коллективом. И в заключении хочу подчеркнуть, что чрезвычайно важно с целью воспитания у ученика живого творческого таланта, чтобы подбор приёмов выразительного исполнения не сводился лишь к раскладыванию нотного текста на какие-то конкретные задачи. Иначе музыка перестаёт быть музыкой и становится тоже одним из приёмов. Поэтому в своих замечаниях - и воспитательных тоже, - я стараюсь исходить из главного, чем мы занимаемся в нашем кружке - МУЗЫКИ. 1 | |
Просмотров: 3997 | | |
Всего комментариев: 0 | |